Все знают поговорку о том, что деньги любят счет. И на словах большинство людей с ней абсолютно согласны. Но вот взять себя в руки и начать действительно учитывать свои доходы и расходы решается далеко не каждый. И действительно, стоит только подумать о том, сколько предстоит работы! Ведь нужно постоянно записывать доходы и расходы, периодически подсчитывать их, сводить дебет с кредитом. И это самый простой случай. А ведь есть еще деньги, которые берут или отдают в долг, и кредиты, которые дают на покупку различных товаров. В общем, забот очень много. Но ведь бухгалтерия очень хорошо поддается компьютерному учету. А поэтому просто глупо вести домашние финансы вручную. Тем более что сегодня есть очень удобные и доступные любому пользователю специализированные программы. Именно на одном таком продукте мы и остановимся. Речь идет о "
Домашней бухгалтерии", разработанной специалистами компании KeepSoft, новая версия которой вышла в январе этого года.
Наверняка многие из вас, уважаемые читатели, уже готовы вскричать: "Мне это не нужно! Все, что трачу, - мое. Зачем мне еще что-то считать?" И действительно, на первый взгляд кажется, что подсчитывать домашние финансы, в общем-то, и незачем. Что получил - то потратил, какие еще могут быть расчеты? Однако если задуматься... Знаете ли вы, уважаемые читатели, сколько денег в месяц вы тратите на продукты? На одежду? На бензин? На Интернет? Вряд ли кто-либо ответит на эти вопросы точно. А ведь это необходимо знать во многих случаях. Например, вы решили взять кредит на квартиру. Как узнать, какую сумму в месяц вы сможете выплачивать, не урезая до минимума свои затраты? Или другой пример. Вы решили приобрести машину. Сколько месяцев вам придется копить на нее? Как выявить те затраты, на которых можно сэкономить без нанесения ущерба качеству жизни? В общем, более-менее точно знать свои расходы и доходы очень полезно. Тем более если ведение бухгалтерии не отнимет много времени и поможет проанализировать все доходы и расходы за любой выбранный период времени.
Другая вещь, которая пугает многих людей, - необходимость постоянно записывать свои расходы. И действительно, человеку очень трудно запоминать все покупки, которые он делает в течение дня, например билеты в общественном транспорте, хлеб и прочие ежедневные мелочи. Однако можно прекрасно обойтись и без этого. В домашней бухгалтерии часто применяется следующий способ расчетов. Человек должен записывать только более-менее крупные расходы, например затраты на бензин, покупка бытовой техники, обуви, одежды и т. п. Ну а в конце месяца подсчитывается разница в остатках средств на текущий момент и на начало месяца. Затем полученный результат сравнивается с реальной суммой денег на руках. Разница между этими значениями и будет составлять сумму всех незаписанных расходов. Ее можно списать одной строкой последним числом отчетного месяца, приведя, таким образом, реальную и формальную ситуацию к единому виду. Такой способ расчета позволяет точно учитывать расходы, не занимаясь при этом каждый день подсчетом всех мелких затрат.
Но давайте все-таки перейдем к рассмотрению программы. Установка "
Домашней бухгалтерии" ничем не отличается от инсталляции любого другого программного обеспечения. Рассматриваемый продукт имеет понятный и удобный русскоязычный интерфейс. А значит, разобраться с этой программой может пользователь с любым уровнем подготовки.
"
Домашняя бухгалтерия" - полнофункциональный продукт. Во-первых, в нем реализован учет всех доходов и расходов, разбиваемых по счетам, категориям и подкатегориям, с возможностью их планирования и подведения глобальных и промежуточных итогов. Во-вторых, программа позволяет работать с деньгами, отданными и взятыми в долг, в том числе и подсчитывать проценты. А еще она умеет напоминать по заданному расписанию о необходимости заплатить или, наоборот, потребовать средства. В-третьих, в ней реализован генератор отчетов и диаграмм, существенно облегчающий и делающий наглядным анализ доходов и расходов. Четвертая группа функций относится к работе с базой данных. В нее входят перенос информации, ее экспорт в различные форматы, сжатие и очистка базы. Ну и, наконец, последняя группа возможностей - дополнительные функции, например менеджер загрузки, автоматическое обновление курсов валют через Интернет, отображение полезных советов и многое другое.
После установки "
Домашней бухгалтерии" необходимо настроить профиль пользователя. Дело в том, что эта программа позволяет работать со своей базой данных нескольким пользователям, при этом информация каждого из них защищается от других паролем. После настройки профиля нужно проверить список валют. По умолчанию в нем есть две денежные единицы - рубли и доллары. Пользователь может добавить новые пункты в этот список или удалить ненужные из него. Максимальное число валют в программе - пять, минимальное - одно.
Следующий шаг - настройка категорий. В этом окне есть пять вкладок. Первая - "Категории расходов". Здесь можно задать основные разделы, по которым осуществляются затраты. Например, это могут быть постоянные платежи, одежда, расходы на машину и т. д. В каждой из категорий должна быть хотя бы одна подкатегория. Например, постоянные платежи могут быть разбиты на плату за коммунальные услуги, телефон, электричество, Интернет и т. п. Точно так же осуществляется настройка следующей вкладки - "Категории доходов". Обычно в ней основными разделами являются места работы, а подразделами - варианты оплаты. Например, это могут быть аванс, зарплата, премия, проценты и т. п. Следующая вкладка носит название "Единицы измерения". Здесь вводятся единицы, которые будут использоваться в будущем в карточках доходов и расходов. Следующие две вкладки называются "Должники" и "Кредиторы". В них отображаются списки людей, у которых пользователь брал деньги в долг и, наоборот, которым он суживал их. В принципе заполнять все это сразу не обязательно. При вводе новой карточки доходов или расходов около каждого поля есть специальные кнопки, с помощью которых можно добавить значения в соответствующие списки или вообще открыть их для редактирования.
Ну и, наконец, последний шаг в настройке программы - ввод счетов. Дело в том, что их у каждого пользователя может быть несколько. Например, довольно удобно такое разделение: деньги на руках, на счете в банке, в кошельке WebMoney и т. д. Для каждого нового счета указываются название, валюта, начальный баланс и пользовательские комментарии. Кстати, ввод слишком большого числа счетов может усложнить процесс работы. Поэтому лучше ограничиться только двумя-тремя записями. Средства с одного счета на другой переносятся в будущем с помощью специальной функции, вызываемой с помощью кнопки "Перенос".
Все, теперь настройку "
Домашней бухгалтерии" можно считать завершенной, пора переходить к работе с программой. Главное ее окно состоит из пяти вкладок. Первая - "Счета". На ней можно просмотреть краткую или подробную информацию по всем счетам: доходы, расходы и остаток, как по датам, так и общий. Кроме того, здесь же осуществляется перенос средств с одного счета на другой.
Следующая вкладка - "Расходы". В этом списке отображаются все записанные затраты. Во время просмотра пользователь может включить фильтр, выбрав в качестве условия любой период, а также определенный счет, категорию или подкатегорию. При этом общий итог в списке будет подводиться с учетом этих данных. То есть у пользователя есть возможность увидеть сумму всех расходов за определенный период, по любому счету, категории или подкатегории. Также в этом окне есть небольшой информер, отображающий сумму затрат за сегодняшний день, текущую неделю, месяц и за весь период учета.
Для ввода новой расходной карточки необходимо нажать на кнопку "Добавить". В открывшемся окне нужно ввести следующие данные: дату, категорию, подкатегорию, счет, количество (купленное количество товаров), единицы измерения, сумму, процент скидки (конечная сумма вычисляется автоматически) и комментарии. Кроме того, здесь можно включить чекбокс "Умножить на затраты". В этом случае поле "Сумма" меняется на поле "Цена", а общий результат данной карточки будет вычислен путем умножения этого параметра на количество единиц товара. После нажатия на кнопку "ОК" программа проведет все необходимые вычисления и запишет их результат в свою базу.
Третья вкладка - "Доходы". Подробно описывать ее мы не будем. Дело в том, что работа с ней идентична работе в разделе "Расходы". Лучше перейдем к рассмотрению следующей вкладки - "Долги". Она, в свою очередь, состоит из двух частей - "Должники" и "Кредиторы". Но работа с ними опять же идентична. А поэтому мы с вами, уважаемые читатели, остановимся только на первом пункте.
Диаграмма расходов за месяц
В списке должников отображаются все, кто когда-либо брал деньги у пользователя. При этом показываются используемый процент, сумма долга, сумма возврата, остаток, примечание и статус (погашен или не погашен). Кроме того, подводятся общие итоги по каждой колонке. Есть в этом разделе и фильтр. С его помощью можно просматривать список записей за определенный период, а также выводить информацию по одному счету, должнику или статусу. Реализован на этой вкладке и информер, который подсчитывает общую сумму всех долгов, возвращенных денег и получившийся остаток.
Для ввода нового долга необходимо нажать на кнопку "Добавить". В открывшейся карточке вводятся дата, имя должника, счет пользователя, сумма и проценты. Здесь же можно включить функцию напоминания. В этом случае программа в указанную дату выдаст на экран предупреждение с определенным текстом. Если должник начал возвращать деньги, то пользователь должен зайти в окно редактирования соответствующей записи (кнопка "Изменить") и нажать на "Возврат долга". Далее с помощью кнопки "Добавить" в список вносятся дата и сумма выплаты, которые тут же начинают учитываться в итогах. Когда сумма всех возвратов уравняется с необходимой (с учетом процентов), программа сама предложит пользователю присвоить данному долгу статус погашенного.
Ну и, наконец, последняя, пятая вкладка называется "Планирование". Она опять же состоит из двух частей, одна из которых касается доходов, а другая - расходов, работа с которыми идентична. В этом разделе можно запланировать одноразовое или периодическое поступление или списание средств. Так, например, у пользователя есть возможность запланировать расход на какую-то покупку. При этом необходимо указать ее дату, категорию, подкатегорию, счет, сумму и прочие данные, обычные для карточки расходов, после чего запись появится в списке. Очень удобно использовать этот раздел для планирования периодических расходов, например платы за коммунальные услуги, Интернет и т. п.
Вот и все, основную работу с программой "
Домашняя бухгалтерия" мы с вами, уважаемые читатели, рассмотрели. Однако в этом обзоре оказались незатронутыми еще множество функций: создание и печать отчетов и диаграмм, обмен валюты, калькулятор, проведение различных действий с базой данных и многое, многое другое. Впрочем, как уже говорилось, программа обладает очень удобным и понятным интерфейсом, а поэтому разобраться в ее возможностях будет очень легко. Так что "
Домашняя бухгалтерия" - это незаменимый помощник для ведения семейного бюджета.