6 финансовых ловушек мозга

 

Чтобы вы могли максимально осознанно принимать финансовые решения, мы расскажем вам сегодня о 6 финансовых ловушек мозга.
Ведь это лишь иллюзия, что мы управляем своими деньгами сознательно. На процесс принятия любого решения, в том числе экономического, влияет множество факторов – от генов и химических процессов в мозге до окружения и воспитания.

Какие же финансовые ловушки мозга существуют:

1. Справедливость побеждает логику

Многочисленные эксперименты подтверждают: если человеку предложить несправедливую сделку, то он предпочтет отказаться от нее вовсе, нежели получить небольшую выгоду. Хотя это противоречит логике. Если притупить специальным магнитным стимулятором (область мозга, которая отвечает за справедливость), человек соглашается на любую, даже самую крошечную прибыль – логично решая, что это лучше, чем ничего.

6 финансовых ловушек мозга

2. Мозг против статистики

Мы мало верим цифрам и склонны прогнозировать будущее на эмоциональной основе. По этой причине мы боимся авиакатастроф и терактов. Хотя по данным любой статистики такие вещи происходят более чем в 500 раз реже, чем, допустим сердечный приступ. Логично было бы бояться умереть от сердечного приступа, не правда ли?

Тот же механизм лежит в основе многих экономических решений – от покупки лотерейного билета до инвестирования в сомнительные инструменты с большой доходностью. Приучите себя в первую очередь ориентироваться на цифры, отбросив эмоции по поводу ничтожных шансов получения большой выгоды.

3. Мозг и «фактор халявы»

Есть простой эксперимент Дэна Ариели, который наглядно объясняет этот фактор. Двум группам людей предложили шоколад на выбор: первой — трюфельную конфету из элитного швейцарского шоколада за 25 центов или квадратик дешевой шоколадки за 1 цент, второй – тот же трюфель за 24 цента, а дешевую дольку шоколада бесплатно.

6 финансовых ловушек мозга

В первом случае 95% людей выбрали швейцарский шоколад, логично соотнеся цену и качество. А как вы думаете, что произошло во втором? 99% выбрали дешевый шоколад бесплатно. Хотя разница в цене не изменилась – она была и осталась 24 цента. «Фактор халявы» заставил людей согласится на то, что они на самом деле не хотели. Имейте это ввиду, когда увидите очередную акцию или супервыгодное предложение.

4. Боль от расставания с деньгами

«Фактор халявы» тесно связан с другим феноменом мозга — стрессом от расставания с деньгами. При этом, когда мы платим наличными, «боль» от расставания с деньгами сильнее. Поэтому знайте, когда мы идем на шопинг с картой, риск растранжирить деньги намного больше.

5. Парадокс выбора

Чем шире у нас выбор, тем сложнее его сделать и тем более неудовлетворенными мы себя чувствуем. Даже если мы в целом довольны итоговым решением, мы меньше его ценим из-за того что держим в голове остальные варианты, от которых отказались.

Чтобы не терзаться после покупок, старайтесь с самого начала максимально сузить свой выбор. Продумайте четкие критерии той вещи/услуги, которая вам нужна. Помните, что лучший выбор – отсутствие выбора.

6. Деньги относительны

Скажите, вы понимаете, что для вас дорого, а что дешево? Не спешите утвердительно отвечать на вопрос. Чаще всего мы плохо оцениваем стоимость вещей, и этим отлично пользуются маркетологи. Если в ряд поставить три подобных предмета за 200, 300 и 400 рублей, среднестатистический покупатель выберет то, что за 300. Если к этому ряду прибавить еще один аналог товара за 500, то вариант за 400 станет продаваться в разы лучше. Мы просто постоянно сравниваем вещи между собой, а маркетологи манипулируют относительной ценностью товара и заставляют нас совершать более дорогие покупки.

Будьте бдительны и помните, что иногда наш мозг – это наш враг. Чтобы избежать большинства 6 финансовых ловушек мозга, нужно развивать осознанность и каждый раз, когда речь идет о деньгах, задумываться, насколько логичны наши решения.

Служба Учета Домашней Бухгалтерии

Поделиться статьей:

Добавить комментарий

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности