Семейный бюджет: основы управления финансами

В нашей новой статье мы повторяем матчасть и рассказываем азы о том, что такое семейный бюджет и как с ним работать. В материале вы найдете информацию о том, как правильно планировать бюджет, как проанализировать и сократить текущие расходы, как создать резерв и какие банковские услуги помогают управлять бюджетом.

Что такое семейный бюджет?

Семейный бюджет – это не просто список всех расходов и доходов семьи. Так же он обязательно должен включать в себя запланированное решение о том, как в дальнейшем получать деньги и как их тратить. То есть бюджет работает с прошлым, настоящим и будущим одновременно. Вы анализируете прошлые доходы и расходы, чтобы спланировать будущие, одновременно фиксируя текущие траты для формирования картины ваших расходов.

Семейный бюджет: основы управления финансами

Как оценить свои доходы?

При оценке ваших доходов, важно учитывать не только зарплату. Не забывайте вносить в бюджет премии, бонусы, подработку доходы со сдачи в аренду недвижимости, проценты по депозитам, доходы с продажи ненужных вещей. Так же фиксируйте в доходах получение налоговых вычетов, пособий, кэшбеков и денежных подарков.

Пусть доходы в вашем бюджете делятся на регулярные (зарплата, сдача в аренду квартиры и т.д.) и дополнительные (все разовые пополнения бюджета).

Как разделять расходы?

Удобнее всего делить свои расходы на:

  • Необходимые

Это продукты питания, жилье (аренда или коммунальные услуги), транспорт, необходимая одежда, товары для дома и для здоровья, связь, выплаты по кредитам, страховки. Идеально, если эти расходы не превышают 50% всего бюджета семьи.

  • Желательные

Сюда можно отнести все виды обучения, формирование сбережений, занятия спортом, путешествия, развлечения, хобби, салоны красоты, книги и т.п. Это все те вещи, без которых в режиме жесткой экономии можно обойтись, но при достаточных финансах они уже являются «нормой».

  • Необязательные

Сюда относятся все имиджевые товары. Стоимость этих вещей должна быть пропорциональна вашему доходу, положению в обществе и амбициям. Это могут быть гаджеты, люксовая одежда и косметика, дорогие развлечения, рестораны, товары для дома, антиквариат, путешествия, автомобили и т.п.

Как оптимизировать расходы?

Семейный бюджет: основы управления финансами

Вот простой алгоритм оптимизации расходов:

1. 1-3 месяца регулярно фиксировать все свои доходы и расходы по категориям. Вы можете это делать на бумаге, в таблице EXCEL или с помощью профессионального помощника — Домашней бухгалтерии.

2. Проанализировать накопленную информацию. Выяснить, какую долю занимает каждая их статей расходов.

3. Определить 2-3 наиболее затратные статьи бюджета. Как показывает практика, обычно это питание, одежда/обувь и бытовые расходы.

4. Разбить эти категории на подкатегории, чтобы выяснить куда именно утекает бюджет.

5. Отказаться/уменьшить или заменить наиболее затратные подкатегории товаров.

Как создать резерв?

Семейный бюджет: основы управления финансами

Во-первых, нужно определиться, какие виды резервов вам нужны. Обычно выделяют такие:

  • Финансовая подушка безопасности
  • Пенсионный «фонд»
  • Резерв для путешествий
  • Резерв для образования детей
  • Резерв для крупных покупок

Обязательным считается первый вид сбережений – финансовая подушка безопасности. Остальные фонды вы формируете под свои потребности и при наличии финансовых возможностей. Финансовая подушка безопасности должна составлять 3-6 вашего обычного дохода. Она убережет вас в случае чрезвычайных ситуаций – потери работы, болезни, поломки машины и т.д. А еще она даст вам комфортное чувство финансовой уверенности.

Какие банковские продукты и инструменты помогают копить?

  • Накопительный счет. В этом случае вы можете распоряжаться деньгами свободно, но процент банковских начислений небольшой. Как правило, до 5% годовых на остаток на счете.
  • Банковский вклад. Он «замораживает» ваши деньги на фиксированное время, зато проценты здесь выше. В случае снятия денег с такого вклада раньше срока, начисленные проценты не выплачиваются или выплачиваются по уменьшенной ставке.
  • Система шаблонов платежей. Шаблоны в банковских приложениях можно использовать не только для повторяющихся трат (аренды, сотовая связь и интернет), но и для формирования сбережений. Настройте автоматический перевод на ваш накопительный счет комфортной для вас суммы. Тогда у вас не возникнет соблазна потратить деньги.

А вот здесь мы поделились пятью советами, как правильно и эффективно вести бюджет.

Пишите в комментариях, как вы ведете бюджет и какие банковские продукты используете. А если вы только решили взяться за контроль над своими финансами, то попробуйте Домашнюю Бухгалтерию – простую и многофункциональную программу для ведения бюджета, погашения кредитов и долгов и достижения финансовых целей.

Поделиться статьей:Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Email this to someone
email

Добавить комментарий