Финансовое воспитание детей

В честь Дня знаний мы решили поговорить про финансовое воспитание детей. Прочитав статью, вы узнаете:

  • С какого возраста можно прививать финансовую грамотность;
  • Из каких блоков состоит финансовое воспитание детей;
  • Как правильно сформировать финансовые установки и привычки у ребенка;
  • И какие самые частые ошибки встречаются на пути к этому.

А в конце вас ждёт небольшой список детских книг о финансах. 

1 сентября: Финансовое воспитание детей

С какого возраста начинать финансовое воспитание детей

Ребёнок способен усваивать финансовые азы еще до школы. Уже с двух лет дети могут относительно адекватно воспринимать окружающий мир и оценивать его. Конечно, не стоит пытаться делать из 2-летнего малыша финансиста, но объяснить само понятие денег, рассказать, как они появились и донести их ценность — вполне посильная задача. 

С 6-7 лет можно вместе составлять списки покупок, чтобы ходить по нему в магазин. Это тот возраст, когда ребёнку можно начать давать карманные деньги. А также это время говорить о финансовых целях и способах их достижения. 

С 9-10 лет можно оформить ребёнку карту, привязанную к карте родителей. Чтобы подросток учился распределять свои деньги, копить, делать переводы. И, самое главное — чтобы он совершил свои первые финансовые ошибки. В этом возрасте нужно предоставить ребёнку свободу и не требовать отчитываться за каждую покупку. 

Что включает в себя финансовое воспитание детей

Условно можно разделить финансовое воспитание на такие блоки, как финансовые установки, привычки, распределение и контроль денег и достижение финансовых целей. 

Установки

Формирование правильных установок начинается еще с 2-3 лет, когда ребенок уже способен ориентироваться в окружающем мире. Для этого нужно внимательно следить за тем, что вы говорите о деньгах. Не обязательно именно ребёнку, а вообще внутри семьи. Не используйте такие выражения как «Это очень дорого», «Мы никогда себе это не сможем позволить», «От денег все беды», «Деньги — зло». Замените их на установки, демонстрирующие более сильную позицию: «Сейчас это не в нашем приоритете», «Бюджет на этот месяц уже распределён», «Как мы можем себе это позволить?», «За какой срок мы сможем накопить на эту цель?», «Деньги сами по себе не плохи и не хороши, это только инструмент для достижения целей». 

Не реагируйте на любую просьбу ребёнка что-то купить раздражением и отказом. Так у него сформируется убеждение, что денег всегда не хватает. Что они — самая большая ценность. И, что самое пагубное, что иметь свои желания — это плохо.

Реагируйте на просьбы ребёнка пониманием их желаний. Детям важно знать, что их потребности учитываются. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его желание, к сожалению, не в списке. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту, например:

  • попросить это в подарок на праздник;
  • откладывать;
  • найти похожую вещь, но дешевле;
  • продать что-то, чем не пользуешься.

Ребёнку всегда должно быть понятно, почему желаемое нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

Привычки

Главные финансовые привычки, которые вы можете воспитать в ребёнке — это привычка считать свои деньги и привычка откладывать их. Прививать их можно с того возраста, когда вы начнёте давать ребёнку карманные деньги. То есть, как правило, с 6-7 лет. Помогите ребёнку разобраться, сколько он может позволить себе на свои карманные деньги. Составьте вместе с ним «финансовый план». Какую часть карманных денег можно тратить, а какую он будет откладывать, чтобы достичь цели. А также посчитайте вместе, когда он сможет ее достичь. Подумайте, как можно ускорить этот процесс.

Распределение средств и контроль над финансами 

Эти навыки так же приобретаются в процессе формирования привычек считать и копить деньги. Важный момент состоит в том, чтобы не идти на поводу у ребёнка, если он быстро потратил все карманные деньги, и просит у вас еще. Это тот случай, когда жалеть ребёнка не нужно. Такие финансовые ошибки совершать очень важно, чтобы научиться более ответственно подходить к своим тратам. Объясните, что такое импульсивные покупки, почему они происходят и к чему могут привести. Разъясните, что не можете дать еще карманных денег из-за четкого месячного бюджета. И что придётся обойтись без покупок до следующей порции карманных денег.

Откройте Домашнюю бухгалтерию вместе с ребёнком и объясните, как вы копите на то, что вам важно. Например, на отпуск всей семей. Эти разговоры могут помочь ребёнку понять, что вы можете сократить расходы в одной области, чтобы потратить их в другом, более важном, месте.

Достижение финансовых целей

К 10-14 годам у ребёнка должно сформироваться понимание, как достигать финансовых целей с помощью экономии, накоплений и заработка.

Важно объяснять детям, что труд – это способ получения денег. При этом все психологи говорят, что нельзя «оплачивать» оценки или домашние обязанности ребенка. Лучше найти иной способ заработка. В крайнем случае, можно финансово поощрять инициативу по дополнительной работе по дому. Но только той работе, которую ребенок не должен был делать, но выполнил по своему желанию.

Финансовое воспитание детей: основные ошибки

1. Все финансовые вопросы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают детей от сложностей взрослой жизни. Но при этом ребёнок лишается возможности получить знания о деньгах и опыт решения финансовых проблем. Он не может сформировать правильное мнение о назначении денег. 

Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и обязательно нужно. Конечно, учитывая его возраст. Совсем не обязательно обсуждать с 5-летним ребёнком размеры своей зарплаты или проценты по кредиту. Но, например, младшеклассник уже должен иметь общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги и куда они тратятся.

2. Постоянное подчеркивание отсутствия денег

Это противоположная крайность. Когда родители постоянно повторяют, что денег нет и не предвидится. Когда они не обсуждают способы выхода из этого положения. И когда ребёнок слышит одни жалобы и сомнения в благополучном будущем. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально. Он может чувствовать себя беспомощным, ущербным и в чем-то виноватым. Так как дети до определенного возраста во всем склонны искать причину в себе. Эту неуверенность и пассивность ваш ребёнок может унести с собой во взрослую самостоятельную жизнь. 

3. Использование финансовой зависимости ребенка

Иногда родители пытаются повлиять на поведение детей с помощью финансов. Например, наказывать ребенка, лишая его карманных денег. Чаще всего такие методы вызывают лишь отчуждение и протест. 

Следует постараться найти другие рычаги влияния на поведение ребенка, и не использовать манипуляции деньгами. Ведь карманные деньги даются для того, чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, чтобы у него были полностью свои деньги, на которые он может рассчитывать, которыми он может распоряжаться сам. Получается, когда вы отбираете у ребенка эти финансы за плохое поведение, вы лишаете карманные деньги своей главное функции. 

Детская литература про деньги

И, напоследок, мы хотим поделиться списком детской литературы о деньгах. Эти книги помогут сформировать правильные установки и привычки у детей. 

1. Бодо Шефер. «Мани или азбука денег»

Она написана в формате детского рассказа про собаку по имени «Мани», которая учит девочку обращению с деньгами.

2. Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. «Волшебный банкомат»

Книга «Волшебный банкомат» рассказывает о приключениях восьмилетних двойняшек. Их тётя дарит им на день рождения волшебный банкомат. Он отправляет детей на чудо-остров, где они узнают, откуда берутся деньги и как с ними правильно обращаться.

3. Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги»

В книге рассказывается, как появились деньги и как прошли путь от металлических монет до пластиковых карт. А ещё о том, как составлять бюджет, не влезть в долги, заработать и начать свой бизнес. Совсем маленьким детям эту книгу давать рано, а вот ученикам 5-9 классов — в самый раз.

4. Майкл Гудвин, Дэвид Бах и Джоэл Бакан. «Экономикс»

Книга для старшеклассников (и даже взрослых) «Экономикс» — это история экономики, написанная понятным языком и оформленная в виде комикса. 

В заключении хочется в очередной раз отметить справедливость популярной английской пословицы: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.»

Пишите в комментариях, что для вас финансовое воспитание детей и какие методы вы используете, чтобы вырастить финансово грамотного ребенка. 


ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ


Поделиться статьей:

Добавить комментарий

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности