Аджайл для семейного бюджета: 6 шагов

Сегодня у нас интересная тема — мы расскажем, как применять аджайл для семейного бюджета: какие 6 шагов нужно сделать, чтобы внедрить наглядное управление своими финансами.

Аджайл для семейного бюджета: 6 шагов

Что такое аджайл 

Само понятие аджайл (agile) изначально относилось только к ИТ-разработке. А потом его принципы стали применять во всех сферах. Самыми простыми словами аджайл — это гибкое управление проектами с высокой степенью неопределенности и рисков. Это не только гибкий подход к организации работы, но и система установок (майндсет). Аджайл заточен на командную работу, плотное взаимодействие и личную ответственность.

Agile — это не одна система, а обобщающий термин для целого ряда подходов и практик. Сегодня мы рассмотрим канбан — это способ управления задачами c использованием наглядной визуализации. Этот метод подходит для любых задач, в том числе и для управления семейным бюджетом. 

Канбан-система состоит из шести шагов:

1. Визуализация финансов (Visualize).

2. Определение категорий бюджета (Limit work-in-progress).

3. Начало управления денежным потоком (Manage flow).

4. Установка прозрачных договорённостей (Make policies explicit).

5. Обсуждение успехов и неудач (Implement feedback loops).

6. Улучшение системы на основе экспериментов (Improve collaboratively, evolve experimentally).

Разберёмся с каждым шагом по порядку. Для внедрения системы вам понадобятся пустой кусок стены, стикеры и около получаса свободного времени.

Шаг первый. Визуализируем. 

Пусть каждый член семьи просчитает свои расходы за прошедший месяц и запишет на отдельных стикерах траты и суммы расходов. Например:

Продукты домой — 4500 рублей,

Обеды в кафе — 2500 рублей,

Автомобиль — 6000 рублей,

Общественный транспорт — 1500 рублей.

Аренда — 20000 рублей

Куртка — 4000 рублей

Подарок на день рождения друга — 2000 рублей

Поход к врачу — 2500 рублей 

Распределите стикеры на свободной стене или специальной доске, сгруппировав их по категориям. 

Шаг второй. Формируем категории бюджета

Изучив стикеры, выявите с супругом категории расходов, на которые вы регулярно тратите деньги. Это могут быть «питание», «здоровье», «транспорт», «дом», «развлечения», «одежда» и т.д. Выделите категории, которые признаются важными всеми членами семьи. 

Шаг третий. Начинаем управлять денежным потоком

Сначала нужно присвоить каждой категории свою метку или цвет стикера. Это поможет видеть картину движения денег целиком.

Теперь можно приступить к лимитам трат. Здесь возможны два варианта: установить ограничение на каждую категорию или ограничить бюджет на месяц целиком. Новичкам будет проще для начала ограничить общий бюджет. И уже позднее разобраться, финансирование каких конкретных категорий нужно урезать.

Шаг четвертый. Делаем все договорённости прозрачными

Договорённости — это обязательная часть канбан-системы. Чем прозрачнее правила, тем эффективнее работает вся система. К примеру, вы можете договориться внутри семьи, что расходы в категории «развлечения» не должны превышать 10% от общего бюджета. Или установить правило откладывать 15% от любого дохода на накопительный счет.

Правила, о которых вы договорились в семье, нужно разместить на видном месте, чтобы они постоянно попадались на глаза. Можно повесить их рядом с канбан-доской. 

Шаг пятый. Обсуждаем успехи и провалы

В конце каждого месяца вам нужно обсуждать результаты и обновлять план расходов на следующий месяц — учитывая всё, что вы узнали из опыта предыдущего месяца. Обновлять ключевые лимиты нужно раз в неделю. А вносить траты на канбан-доску — каждый день: просто приклеивайте стикеры с информацией, на что и сколько вы потратили, на стену в конце дня. 

Шаг шестой. Меняем то, что не работает

Канбан-система должна быть гибкой и меняться вместе с обстоятельствами. Смело отказывайтесь от тех принципов, которые не работают. Например, вы можете обнаружить, что тратите слишком много в начале месяца, а во второй половине приходится сводить концы с концами. Тогда можно ввести новое правило — брать из общего фонда деньги только на одну неделю. Или вы можете прийти к выводу, что ограничение на развлечения в 10% от бюджета не подходит для вас: вы не укладываетесь в лимит, что провоцирует расстройство и ссоры в семье. Тогда стоит пересмотреть лимит на развлечения и, в целом, перераспределить расходы между категориями.

Как вам система аджайл для семейного бюджета? Хотели бы внедрить ее у себя дома?

О моделях семейного бюджета и частых ошибках можно почитать в нашей статье «Как вести семейный бюджет».


ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ


Поделиться статьей:

Добавить комментарий